Оценка рисков пожарной безопасности — основные правила, которые нужно помнить

Иногда необязательные мероприятия, требующие вложений, помогают не только сэкономить крупные суммы на штрафах и избежать приостановки деятельности организации, но и сохранить человеческие жизни. Именно так обстоят дела с независимой оценкой рисков пожарной безопасности.

Оценка пожарных рисков: актуально или нет?

Оценка пожарных рисков позволяет привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности, установленными федеральными законами и техническими регламентами, а значит реже видеть представителей Госпожнадзора и тем самым уменьшить периодичность проверок противопожарных систем.

Часто собственники или арендаторы вынуждены оплачивать штрафы из-за того, что назначение здания изменилось: был хлебозавод, стало арт-пространство. Гораздо выгоднее рассчитать пожарные риски и реализовать прописанные в расчете противопожарные мероприятия до появления инспектора на пороге компании.

Если организация приобретает объект, запроектированный с отступлением от норм ПБ, оценка пожарной безопасности констатирует его реальное состояние и предложит комплекс мероприятий повышающих уровень безопасности здания. Печальных историй с массовыми гибелями на пожарах в таких объектах, к сожалению, немало.

Почему стоит проводить оценку рисков пожарной безопасности?

В 2017 году в Закон №69-ФЗ «о пожарной безопасности» были внесены изменения, на основании которых владельцы помещений и арендаторы привлекаются к административной ответственности за нарушения, допускаемые экспертами в области пожарного аудита. Руководство компаний несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, а повторное невыполнение предписания органа Госпожнадзора грозит приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

  • В только что построенных зданиях грамотный расчет пожарного риска помогает правильно подобрать оборудование и средства для предотвращения или тушения пожаров
  • На действующих объектах аудит доказывает, что принятые меры являются достаточными и полностью соответствуют существующим рискам, а это поможет избежать затрат на покупку дорогостоящих систем.
  • На период действия заключения — от 1 до 3 лет, юридическое лицо освобождается от плановых проверок, а штрафы не налагаются. Гарантом того, что на объекте соблюдены нормы пожарной безопасности является заключение.

Что такое пожарные риски и кто их рассчитывает

Юридическое определение ПР прописано в 123 ФЗ. Законодательно установлено, что это мера реализации безопасности объекта защиты и последствий. Чтобы рассчитать риски для каждого конкретного случая берут за основу несколько показателей:

  • целевое назначение здания и тип объекта недвижимости;
  • функциональное использование, технические характеристики и/или параметры;
  • список допустимых причин для возникновения очага возгорания;
  • перечень пожароопасных ситуаций и факторов;
  • возможные последствия для группы людей, имущества и человека.

Путем сравнения каждого показателя с нормативным значением, указанным в требованиях и правилах, построением и моделированием предполагаемых ситуаций вычисляется риск. Помимо этого, все формулы, значения и результаты проверяются инспектором МЧС, при запросе экспертиз и согласований. Расчеты включаются в пакет проекта, и также в спецификацию на здание и декларацию ПБ.

Виды опасности

  • Индивидуальный — риск, который может вызвать смерть человека по причине произошедшего пожара и обстоятельств, которые этому сопутствовали;
  • социальный — способный повлечь за собой гибель нескольких людей;
  • допустимый — возможный уровень, который обосновывается экономико-социальными условиями.

Существует и дополнительная классификация пожарных рисков, которая учитывается при проведении независимого аудита. Например:

  • R1 — это ситуация, когда человек столкнулся с пожаром во время проживания или пользования инфраструктурой;
  • R2 — пострадавшие при сопутствующих обстоятельствах;
  • R3 — опасность гибели при возгорании.

Такая же система используется при оценке ущерба для имущества.

Методика расчета пожарных рисков

Для вычисления применяются формулы и рекомендации, которые прописаны в соответствующих документах МЧС. Для оценки необходимо определить расчетные показатели для существующего или проектируемого объекта и сравнить их с нормативными цифрами. Для этого надо:

  • определить уровень ПО здания или сооружения;
  • оценить частоту пожароопасных ситуаций;
  • построить поля факторов, которые возможны при возгораниях;
  • провести анализ последствий и воздействий на человека — пламя, искры, тепловой поток, задымленность и другие обстоятельства, указанные в 9 ст. 123 ФЗ.

Пошаговая схема оценки ПБ здания, которая используется для расчета рисков:

п/п Ключевые пункты Развернутое пояснение
1 Анализ пожарной опасности
2 Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций
3 Построение полей опасных факторов пожара
  • выбор сценария;
  • формулировка модели и моделирование динамики;
  • построение полей опасных факторов.
4 Оценка последствий воздействия на людей
  • формулировка математической модели и моделирование эвакуации из здания;
  • определение времени блокировки путем эвакуации.
5 Разработка дополнительных противопожарных мероприятий Расчет величины индивидуального пожарного риска:

  • если пожарный риск превышает допустимое значение.

Проблемы и сложности возникающие при расчете

Безопасность и жизнь людей напрямую зависит от точности и правильности произведенных расчетов. По оценке специалистов при разработке формул, значений и моделировании возможных ситуаций могут появиться следующие трудности:

  • усложненная планировка и многоуровневая архитектура здания автоматически увеличивает количество сценариев развития событий;
  • подготовка цифр и данных на объекты с большим скоплением людей на одну единицу времени;
  • обязанность подбирать отделочные и строительные материалы с необходимыми классами горючести и разрешительные бумаги для путей эвакуации и площадей общего пользования;
  • множество факторов, которые увеличивают время движения к запасному выходу.

Сходные проблемы возникают из-за отсутствия правил и стандартов для проектируемого объекта. В такой ситуации расчет пожарного риска разрабатывается одновременно со специальными техническими условиями. И с обязательным контролем инспектором МЧС. И только затем, данные вносятся в планировочную документацию.

Риск-ориентированный подход и законодательные акты

Введение риск-ориентированного подхода отразилось в Законе №69-ФЗ. Там появились такие понятия, как:

  • «независимая оценка пожарного риска» (аудит пожарной безопасности);
  • «эксперт в области оценки пожарного риска»;
  • «заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска».

Риск-ориентированный подход проявляется в том, что выбор формы, периодичности и продолжительности пожарных проверок и профилактических мероприятий ФГПН зависит от пожарного риска и опасности, которые несут объекты защиты и деятельность хозяйствующих субъектов.

Правила и порядок отнесения объектов защиты к категории риска и классу опасности содержатся в постановлении Правительства РФ от 17 августа 2016 года №806.

В пункте 22 Положения о федеральном пожарном надзоре (см. постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 года №290) содержатся критерии по которым объект может быть отнесен к той или иной категории риска.

Из статей 8.1–8.3 ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» можно узнать о специфике применения риск-ориентированного подхода и проведении контрольных и профилактических мероприятий надзорными органами.

Тяжесть потенциальных негативных последствий несоблюдения требований ПБ и оценка вероятности их несоблюдения рассчитываются по методикам утвержденным приказами:

  • для субъектов электроэнергетики и объектов электросетевого хозяйства: приказ Ростехнадзора от 23 июля 2019 года №291;
  • для членов СРО в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и капремонта особо опасных, технически сложных или уникальных объектов: приказ Минстроя от 10 апреля 2017 года №699/пр;
  • СП 505.1311500.2021;
  • Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479
    «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

Нормы пожарной безопасности

Документов, на основании которых проводится оценка рисков пожарной безопасности достаточно много, мы перечислим основные:

  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ — статьи 2.4, 3.11 и 20.4;
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» — статьи 1 и 6.1;
  • Федеральный закон 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — статья 144;
  • «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390;
  • «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 года №304;
  • «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года №272;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденная приказом МЧС России от 30 июня 2009 года №382;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», утвержденная приказом МЧС РФ от 10 июля 2009 года №404.

В соответствии с законом №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» любое здание и сооружение должно иметь систему пожарной безопасности, адекватную существующим рискам и пожарным нормам для этой категории объектов.

Для подтверждения соответствия противопожарной защиты предъявляемым требованиям привлекают экспертов, аккредитованных ГУ МЧС России по субъекту и входящих в состав реестра экспертов России в области независимой оценки пожарного риска. Независимая оценка рисков констатирует соответствие условий и принятых мер по обеспечению пожарной безопасности законодательным и нормативным актам.

Процедура оценки предполагает:

  • обследование объекта;
  • анализ условий и действующих меры по предупреждению возгорания;
  • анализ организации эвакуации и систем первичного пожаротушения.

Эксперты оценивают эффективность всех составляющих системы и сопоставляют их с возможными рисками для здоровья и жизни людей. По завершении оценки составляется заключение, которое действует от 1 до 3 лет в зависимости от вида аудита и степени рисков на объекте.

Важно уловить разницу

Между понятиями независимая оценка пожарного риска (НОР) и расчет пожарного риска существует разница.

  • Независимая оценка пожарного риска — это форма подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Если в ходе НОР обнаруживаются нарушения, владелец помещения должен устранить их в соответствии с установленным графиком. Имея положительное заключение НОР, частота плановых проверок объекта может быть сокращена.
  • Расчет пожарного риска — это способ оптимизации расходов на пожарную безопасность объекта. Чтобы он эффективно работал могут потребоваться дополнительные мероприятия и согласования с органами Госпожнадзора.

В то время, как НОР позволяет свести к минимуму частоту обязательных проверок, расчет пожарного риска дает возможность эксплуатировать объект, даже если на нем были отступления от норм пожарной безопасности.

Важно учитывать, что сама по себе оценка пожарного риска не является полноценной «защитой». Если по результатам НОР организация получила положительное заключение с графиком устранения нарушений, а в это время проводится внеплановая проверка, организацию все равно оштрафуют или даже приостановят деятельность на 90 дней.

Кому поручить проведение оценки пожарных рисков предприятия?

Оценку пожарных рисков проводит аккредитованная МЧС экспертная организация после заключения договора с собственником или арендатором объекта. Застройщик или подрядчик не вправе выполнять эту процедуру. В постановлении Правительства №304 от 7 апреля 2009 года указан важный момент: оценка пожарного риска должна быть основным видом деятельности организации, а ее эксперты состоять в штате, а не быть не на субподряде.

Важно учитывать, что за выдачу или подписание заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска эксперт, чья подпись будет стоять в заключении, понесет административную ответственность по 9 части статьи 20.4 КоАП РФ. Поэтому положительное заключение на объект, не соответствующий требованиям пожарной безопасности, закончится для эксперта штрафом от 15 до 20 тысяч рублей, или дисквалификацией на срок от одного до трех лет.

Обращаясь в «ПожСистемСтрой», вы получаете:

  • 100% гарантию качества. Мы выполняем работы по методикам, установленным законами РФ. Используем только современное оборудование, привлекаем квалифицированный персонал.
  • Адекватные цены. Мы не завышаем стоимость работ потому, что стремимся сделать пожарную безопасность доступной для организаций разного уровня.
  • Быстрое выполнение работ. Мы экономим ваше время и за счет большого штата сотрудников, берем проект в работу сразу после согласования.
  • Экспертную поддержку. Мы открыты к вашим вопросам и не делаем из своей работы тайну. Держим клиентов в курсе работ на их объектах.
  • Комплексное решение задач. Мы не только проведем расчеты, но и поможем с их регистрацией в надзорных органах.

Чтобы заказать экспертную оценку пожарных рисков, заполните форму обратной связи, напишите письмо, или позвоните по номеру телефона указанному на сайте.

Задайте свой вопрос

    Заказать обратный звонок

      ×
      Заполните необходимые поля

        ×
        Получить бесплатную консультацию

          ×