А вы давно проверяли пожарную сигнализацию?

О периодичности обслуживания пожарной сигнализации ходят легенды. Недобросовестные монтажные и охранные предприятия сводят этот важный этап к «сломается — звоните». Но отладка на то и отладка, чтобы ее выполнять регулярно. Мало того, на эту тему законодатель предусмотрел специальные регламенты, где прописаны все необходимые нормы.

Периодичность обслуживания пожарной сигнализации

Так почему противопожарные системы часто не работают, когда это жизненно необходимо? Кто несет за это ответственность? И как разобраться в требованиях к техническому обслуживанию пожарной сигнализации? Расскажем в статье.

Что говорит закон о нормах обслуживания пожарной сигнализации?

нормы обслуживания пожарной сигнализации

Правила правилами, но уже на стадии монтажа происходит подмена понятий, которая приводит в итоге к жертвам при возгорании.

Дело в том, что собственник здания честно считает, что кто монтирует датчики и получает деньги ежемесячно за охрану, тот и несет ответственность за работоспособность оборудования. Меж тем это далеко не так. Существует закон № 69, который вносит ясность в порядок технического обслуживания пожарной сигнализации и устанавливает лиц, ответственных за несоблюдение сроков при проведении ТО противопожарных систем:

  • владельцы недвижимости;
  • арендаторы зданий, помещений и складских объектов;
  • ответственные лица, назначенные специальным приказом руководства компании;
  • должностные лица, в случаях, когда пожарная безопасность входит в их компетенцию.

С наказаниями тоже все предельно четко и ясно. В зависимости от типа, характера правонарушения и наличия или отсутствия последствий могут быть применены следующие меры:

  • объявление выговора, дисциплинарное взыскание, увольнение по статье;
  • административная приостановка деятельности компании, штрафы и предписания;
  • уголовное наказание, принудительные работы.

Фактически вместо ежеквартального технического обслуживания, которое требует законодатель, проверка сигнализации проводится часто спустя рукава. Или вовсе техник выезжает на объект лишь проставить дату в журнале ТО.

Особенно это распространено на объектах с новым оборудованием. Не составляется даже техзадание на обслуживание пожарной сигнализации. Вводит в заблуждение и гарантийный срок на комплектующие противопожарной системы. А производители четко прописывают условия эксплуатации, которые далеки от реальных.

И только специалист понимает важность настройки того или иного датчика. Сотрудники ПожСистемСтрой производят монтаж пожарных систем много лет и знают все тонкости обслуживания и наладки. Современное оборудование очень чувствительно не только к перепадам напряжения, как любая электроника, но и реагирует даже на повышенную влажность в помещении.

Но часто предприниматели рассматривают обеспечение ПБ, как ненужную статью расходов и вместо регулярного технического обслуживания пожарной сигнализации вызывают специалистов по мере надобности. Фактически нарушая закон и подвергая опасности не только персонал, но и клиентов.

И происходит не экономия, а переплата в 400 раз. Запомните, штраф дешевле не допустить, чем оплачивать.

График проведения технического обслуживания пожарной сигнализации — формальность?

правила обслуживания пожарной сигнализации

Регламент ТО противопожарной системы — это комплект из двух документов, которые жестко определяют порядок регулярного обслуживания сигнализации. График невозможно просто распечатать из интернета. Он является неотъемлемой частью договора между предпринимателем и компанией, которая будет следить за исправностью пожарного комплекса. При этом, будьте внимательны, если вы выступаете в качестве нанимателя. В этом случае расходы по монтажу ложатся на владельца объекта, а обслуживание на арендатора.

График — это неотъемлемая часть договора. Он должен быть подписан в двух экземплярах.

В регламент работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации входит два документа:

  1. Перечень профилактических ежемесячных действий на 12 месяцев.
  2. Технологические карты по каждому виду запланированных работ.

Разработкой карточек занимается обслуживающая организация. Вы можете проконтролировать, чтобы бумаги были заполнены в соответствии с методическими рекомендациями и типовым регламентом обслуживания пожарной сигнализации.

Методичка от 1999 года продолжает действовать несмотря на узкий перечень оборудования, указанный в ней. В любом случае за основу берутся паспорта и инструкции, которыми комплектуется каждый элемент АСП.

Правила технического обслуживания пожарной сигнализации

Для начала разберем, что типовое ТО вам даст. Основные задачи технического обслуживания:

  • контроль пожарной автоматики;
  • проверка на соответствие электротехническим требованиям;
  • тонкая регулировка под производственные и климатические условия;
  • предотвращение ложных срабатываний;
  • отслеживание сроков эксплуатации оборудования и комплекса в целом;
  • анализ работоспособности сигнализации;
  • разработка контрольных мероприятий по проверке и усовершенствованию;
  • помощь клиенту в грамотной эксплуатации.

Чтобы не путаться и углубляться в термины, формально техническое обслуживание можно разделить на два типа. Они различаются количеством необходимых работ и частотой:

  • ТО-1 включает краткий перечень действий и проводится ежемесячно.
  • ТО-2 предусматривает ежеквартальное тестирование всего оборудования к дополнению ТО-1.

Таблица: правила и периодичность обслуживания пожарной сигнализации.

Виды обслуживания пожарной сигнализации ТО-1 ТО-2
Шлейфы сигнализации
  • проверка техсостояния;
  • работоспособность;
  • проверка электрических параметров;
  • магнитоконтактные извещатели;
  • извещатели дверного и оконного типа;
  • техническая документация.
+

+

+

+

+

+

+

+

+

Извещатели
  • внешний осмотр;
  • проверка чувствительности;
  • работоспособность на резервном источнике питания;
  • электрические параметры;
  • документация.
++

+

+

++

+

+

+

Контрольные приборы
  • внешний осмотр;
  • проверка работоспособности;
  • электрические параметры;
  • корректность программирования;
  • документация.
++

+

++

+

+

+

Источники постоянного и резервного питания
  • внешний осмотр;
  • условия эксплуатации аккумулятора;
  • работоспособность источников;
  • вентиляторы и вибрационные характеристики;
  • регулировка емкости аккумулятора;
  • документация.
++

+

+

++

+

+

+

+

Кабели частично +
Устройства записи частично +

 

Периодичность ТО:

  • ТО-1: Один раз в месяц. Частота обслуживания закрепляется в приложении к договору.
  • ТО-2: Раз в три месяца (квартал).
  • Внеплановое ТО: в случае наличия заявки на ремонт, при регулярном ложном срабатывании, для регулировки под климатические или производственные условия.

Порядок взаимодействия с обслуживающей организацией может быть другим. Он напрямую зависит от размещенных на объекте предупредительных и противопожарных средств, типа сигнализации, вида деятельности и сопутствующих факторов. Но в любом случае регламент и график не может быть реже, чем это установлено законодательно.

Если у вас остались вопросы о периодичности обслуживания пожарной сигнализации, просто заполните форму на сайте или закажите обратный звонок. Специалисты ПожСистемСтрой помогут разобраться в любой ситуации.

Ждем вас!

Задайте свой вопрос

    Заказать обратный звонок

      ×
      Заполните необходимые поля

        ×
        Получить бесплатную консультацию

          ×