Пожарная безопасность в учреждениях культуры: как встать, чтобы не сесть?

Сэкономить на пожарной сигнализации, пропустить одну-другую проверку, поставить напротив пожарного выхода ящики, ненадолго, всего на неделю… Все это кажется сущим пустяком, но оборачивается вполне реальной административной и уголовной ответственностью в случае пожара в вашем театре или концертном зале. А беда всегда приходит без стука.

Как подстраховаться и не допустить возгорания, соблюсти все требования пожарной безопасности к культурно-зрелищным учреждениям и жить в дружбе с проверяющими органами МЧС — рассказывают специалисты «ПожСистемСтрой».

Нормы пожарной безопасности культурных учреждений, и где они закреплены

Согласно документу СНиП 21.01.97* (СП 112.13330.2011), культурные учреждения относятся к классу пожарной опасности Ф2. В зависимости от своей специфики дополнительно делятся на подклассы:

  • Ф2.1 — здания и помещения театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, библиотек;
  • Ф2.2 — пространства музеев, выставок, танцзалов;
  • Ф2.3 и Ф2.4 — аналогичные объекты, но расположенные на открытом воздухе.

Начнем с правил пожарной безопасности для учреждений культуры, которые много лет подряд занимают одно и то же помещение.

  1. В зданиях, где известно точное число посетителей, назначается ответственный за пожарную безопасность всего объекта, а также ответственный за каждое помещение отдельно.
  2. Весь персонал обязательно проходит обучение ПТМ и инструктажи по пожарной безопасности в установленном порядке (вводный, первичный, инструктаж на рабочем месте и т. д.).
  3. На каждом этаже размещается план эвакуации — что он должен содержать и каким нормам соответствовать, мы рассказывали подробнее в этой статье.
  4. Все помещения оснащаются необходимым противопожарным оборудованием: системами вентиляции, системой оповещения о пожарной тревоге, средствами пожаротушения и светодиодными указателями к выходу.
  5. Двери от эвакуационного выхода не должны иметь запоры и закрываться на ключ. Чтобы защититься от непрошенных визитов, рекомендуется использовать противопожарную фурнитуру «антипаника».
  6. Выходы из здания, а также доступ к средствам пожаротушения нельзя загромождать или закрывать. Свободный проход обязательно учитывается при размещении выставок и декораций.
  7. Кресла располагаются ровными рядами и надежно сцепляются друг с другом. Исключение допустимо в ложах, где число мест не более 12.
  8. Для залов с массовым скоплением зрителей выделяются ручные фонари с расчетом 1 фонарь на 50 человек.
  9. Все горючие материалы, такие как древесина театральных мостков, декорации, занавесы и т. д. должны периодически обрабатываться огнезащитными средствами. Если гастролирующая труппа привезла свои декорации — она обязана предъявить акты о проведенной обработке.
  10. Все противопожарное оборудование должно регулярно проверяться на работоспособность.

В качестве спецэффектов разрешены бенгальские огни и хлопушки. Свечи, пиротехнику и прочее следует забыть как страшный сон.

Кроме того, для помещений культурного досуга существуют запреты:

  • на проведение ремонта и отделки, требующих допуск на огневые работы в день спектакля;
  • на установку дополнительных посадочных мест в проходах зала, уменьшающих их ширину, то же касается и количества зрителей — нельзя самовольно допускать больше людей;
  • на полное погашение света во время представления.

Соблюдение указанных правил и запретов сохранит жизни сотен людей, и это не страшилки для собственников и арендаторов, а реальные факты. Пожары в театрах случались с древнейших времен, что не удивительно: до электричества действие освещалось исключительно свечами, а деревянное убранство и портьеры — благодатная пища для оставленного без присмотра огня.

Как доказательство, мы собрали несколько знаменитых пожаров за всю театральную историю. Это далеко не весь список, но это и главная тема статьи:

Год Место Число погибших
1794 Театр «Каподи» в Истрии, Хорватия 1000 человек
1845 Театр в Кантоне, США 1670
1881 Ринг-театр в Вене, Австрия 600
1883 Цирк в Бердичеве (деревянное здание), Украина 580

При современном оснащении противопожарным оборудованием пожары изредка случаются, однако жертв намного меньше. Например, изучив статью по хронологии крупных пожаров в учреждениях культуры от 2011 до 2021 года, мы выяснили, что подобных возгораний было всего 13, причем пострадало два человека, один был пожарным — он получил ожоги при тушении Дома культуры в Гусь-Хрустальном (возгорание произошло 30 июня 2020 года). Другой пострадал от пожара днем ранее в здании Владимирского академического театра.

Не только театры и ДК имеют печальную статистику возгораний. Так, в 2010 году при пожаре в цирке-шапито в Автово погибли 15 видов животных. Возгорание тушили 25 пожарных расчетов, но и это не помогло избежать трагических последствий. ЧП с огнем на цирковых аренах крайне опасны, поэтому к ним выдвигается особый нормативный перечень требований:

  1. Обязательная проверка пожарной безопасности специальной комиссией перед началом каждого сезона.
  2. Свободный доступ для пожарной технике к зданию (или шатру).
  3. План эвакуации людей и животных, запрет решеток на окнах.
  4. Использование негорючих материалов для возведения купола цирка.
  5. Расстояние между автофургонами и строениями не менее 10 м.
  6. Кухня должна быть огорожена от других помещений противопожарным негорючим материалом.
  7. Наличие нескольких выходов во всех помещениях, легко открывающиеся запоры в клетках для животных.

Разумеется, риск возгорания на цирковых представлениях значительно выше, нежели на театральных. Глотатели огня, прыжки тигров в горящие кольца и другие подобные трюки налагают определенную ответственность на администрацию и добавляют седин манежному инспектору — именно он отвечает за соблюдение всех норм до, вовремя и после представления.

Противопожарные средства

Контроль пожарной безопасности театров и других культурных учреждений — очень важный и непростой труд. Кроме норм ПБ, ответственный сотрудник должен знать и понимать особенности устройства зала, а также сложности при тушении возгораний, связанные с конструктивными нюансами.

К сцене прилегают своеобразные карманы для хранения реквизита, кроме того, существуют балконы, пустоты под сценой и за декорациями, под полами в зрительном зале — все это обеспечивает воздушной подушкой начинающийся пожар. А огонь, как известно, без воздуха не горит.

Конечно, этот конструктивный недостаток стараются компенсировать любыми средствами: просчитывается пожарная нагрузка на зрительный зал, как правило, она варьируется в пределах от 30 до 50 кг/м2. Как уже сказано выше, деревянный настил и другие легковоспламеняемые материалы регулярно обрабатываются противопожарными средствами. Для залов, рассчитанных на более чем 800 человек, порталы со стороны сцены защищаются противопожарными занавесами.

Кроме того, залы оснащаются стационарными системами пожаротушения:

  • монтируют внутренний пожарный водопровод;
  • для обеспечения пожаротушения зал оснащают насосами-повысителями;
  • легковоспламеняемое покрытие над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом и портальными проемами защищают спринклерными и дренчерными установками.

Каждое здание для культурного отдыха строится по индивидуальному проекту, поэтому оснащается по-разному. Грамотно просчитать пожарные риски и подготовиться к визиту пожарного инспектора поможет «ПожСистемСтрой».

Обязанности персонала и кто несет ответственность

Каждый сотрудник должен пройти инструктаж и знать, что конкретно он должен делать при возгорании. Инструкция составляется руководством, оно же обязано проводить пожарные учения раз в полгода. Как правило, действия персонала сводятся к организации эвакуации, помощи детям, пенсионерам и малоподвижным категориям граждан, а также к соблюдению порядка и пресечению паники.

Вина за пожар накладывается по вертикальной иерархии: от ответственного за зал до руководителя, назначившего контролирующих здание и помещение.

В зависимости от степени и последствий возгорания, виновный может быть наказан по всей строгости — получить тюремный срок, или же заплатить административный штраф, если во время инцидента пострадавших не оказалось.

И то и другое вряд ли кто захочет пережить, поэтому лучше проверить здание на соответствие всем нормам ПБ заранее. Помогут в этом сотрудники «ПожСистемСтрой». Грамотные специалисты найдут все недочеты, предоставят подробные рекомендации по их исправлению и оформят заключение о проведенном аудите — с «ПожСистемСтрой» вы сбережете нервы, деньги, и спокойный сон перед приходом проверяющей комиссии.

Обращайтесь, чтобы не узнать, что «в тюрьме сейчас ужин, макароны…»!

Задайте свой вопрос

    Заказать обратный звонок

      ×
      Заполните необходимые поля

        ×
        Получить бесплатную консультацию

          ×